Понятие принципов земельного права – , —

Book: Шпаргалка по земельному праву

Система земельного права – это совокупность взаимосвязанных между собой земельно-правовых институтов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от выполняемой ими роли в регулировании земельных отношений.

Общая часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие нормы, регулирующие земельные отношения, возникающие при использовании любых категорий земель независимо от их целевого назначения и разрешенного использования. Эти правовые институты оказывают влияние на формирование содержания и составов институтов Особенной части.

Особенная часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие правовые нормы, устанавливающие особенности использования земель в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования. Институты Особенной части подчинены правовым институтам Общей части, и их содержание касается определенного вида земельных отношений. Правовые нормы институтов Особенной части закрепляют правовой режим категорий земель.

Институты Общей части включают:

1) право собственности и иные вещные права на землю;

2) управление земельными ресурсами РФ;

3) права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков;

4) правовую охрану земель;

5) управление в сфере использования и охраны земель;

6) правовое регулирование платы за землю;

7) ответственность за нарушение земельного законодательства;

Институты Особенной части включают: 1)правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;

2) правовой режим земель населенных пунктов;

3) правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения;

4) правовой режим земель природоохранного, приро-дозаповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) правовой режим земель лесного фонда;

6) правовой режим земель водного фонда;

7) правовой режим земель запаса.

Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Опециальная части.

В Общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К Общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность.

В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относятся правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

В систему земельного права как науки (учебной дисциплины), помимо указанных институтов, входят также предмет, методы, принципы и источники права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права. Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами.



www.e-reading.club

понятие, предмет и метод правового регулирования

Земельное право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли как национального богатства России.

Земля включает всю территорию, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный порядок — поверхностный слой земной коры в пределах территории ее субъектов, внутренних вод и территориального моря.

Основа земельного права — нормы гражданского права, а также нормы административного и экологического права.

Земельное право — самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет: собственный предмет правового регулирования; собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Предмет земельного права — это общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель, т. е. земельные правоотношения.

Земельные правоотношения — это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.

Метод правового регулирования — способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Методы правового регулирования: свойственны только государству в лице его органов; касаются только юридических норм; обеспечиваются государственным принуждением.

Методы земельного права — это способы и приемы воздействия на поведение людей, которые соответствуют характеру и природе земли как природного достояния, жизненно необходимого всем гражданам.

В юридической литературе различают: метод административно-правового, организационного воздействия посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов. Для административно-правового метода регулирования общественных отношений характерно проявление «власти и подчинения»; диспозитивный метод. Он определяет пределы поведения участников земельных отношений, предоставляет им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов — метод дозволения.

Земельное право дает правомочие землепользователю (или управомочивает) свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя.

И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях: при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв.

Таким образом, если в одних случаях допускается метод администрирования, то в процессе внутрихозяйственного использования земли — смешанный метод, т. е. в основном свободное дозволение и в ограниченных законом случаях — администрирование.

В учебной литературе также выделяются разновидности административно-правового и диспозитивного методов.

studfiles.net

Принципы земельного права

Определение 1

Руководящие идеи и положения, основные начала, определяющие направленность и конкретное содержание правового регулирования земельных отношений, называются

принципами земельного права. Их классифицируют по принадлежности к общей или особенной его части.

Отраслевые принципы обусловлены спецификой регулируемых отношений, правовым режимом отдельных категорий земель в Российской Федерации. А общеправовые принципы определяются Конституцией РФ, международными нормативными актами, они характерны для многих отраслей права.

Рисунок 1.

Законодательные источники принципов земельного права

К законодательным источникам принципов земельного права относятся:

  1. Конституция России;
  2. Земельный кодекс РФ;
  3. федеральные законы, регулирующие земельные правоотношения;
  4. нормативные акты субъектов Федерации.

Основной закон нашей страны гарантирует право граждан и их объединений владеть, использовать и распоряжаться землей. А в случае отказа в предоставлении участка органами государственной власти или местного самоуправления гражданин вправе обратиться в суд для защиты своих законных интересов. Кроме того, в Конституции России утверждено право граждан на информацию о реализации общественного контроля в сфере земельного права.

Земельный кодекс РФ закрепляет и конкретизирует принципы земельного права. Например, в нем содержится положение о приоритете сельскохозяйственных угодий над другими категориями земель, а также устанавливается необходимость их целевого использования.

Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» провозглашает принцип равноправия всех форм земельной собственности и способов хозяйствования.

Общеправовые принципы земельного законодательства

Общей части земельного права присущи следующие основные принципы:

  1. учет значения земли как основы жизни и деятельности человека;
  2. приоритет интересов народов, населяющих территорию Российской Федерации, и защиты прав человека;
  3. целевое использование земель;
  4. устойчивость права собственности на землю;
  5. платное использование земель;
  6. равноправие всех форм земельной собственности и способов хозяйственной эксплуатации угодий;
  7. рациональное использование земель;
  8. подконтрольность государству процессов использования и охраны земель;
  9. комплексный подход к использованию земель;
  10. сочетание интересов государства, общества и граждан;
  11. плановость в использовании земель.

Рассмотрим общеправовые принципы земельного права более подробно.

  1. Земля воспринимается как важнейшая составная часть природы, используемая в сельском и лесном хозяйстве, а также как основа любой деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и одновременно как недвижимое имущество.
  2. Каждый житель России может владеть, использовать или распоряжаться земельным участком. Это право закреплено в части $1$ статьи $36$ Конституции РФ. Граждане и общественные организаций участвуют в решении вопросов, касающихся их прав на землю.
  3. В отличие от любого другого имущества землю разрешается использовать исключительно по целевому назначению. То есть, на сельскохозяйственных угодьях нельзя производить лесопосадки или строить различные здания и сооружения. Также как земли лесного фонда недопустимо, например, распахивать в агротехнических целях.
  4. Право на землю гражданам нашей страны гарантирует Конституция России. Люди могут получить участки и осуществлять свободную хозяйственную деятельность, в пределах установленных законом полномочий.
  5. Платное использование земель является обязательным условием их эффективной эксплуатации. Собственники участков вносят в бюджет государства соответствующий налог, а арендаторы – установленную плату.
  6. Равноправное положение всех форм земельной собственности и методов хозяйственной эксплуатации угодий выряжается в отсутствии господства каких-либо способов организации агротехнического производства над другими.
  7. Рациональное использование земель необходимо для их эффективной эксплуатации, которая выражается в получении максимальных урожаев и повышении плодородных качеств сельхозугодий.
  8. Государство контролирует соблюдение земельного законодательства всеми субъектами правоотношений. Хозяйственная деятельность любого предприятия, в том числе и связанная с использованием земель, поднадзорна органам власти различного уровня.
  9. Комплексный подход к использованию земель объясняется тем, что земля неразрывно связана со всеми другими объектами природы и человеческой деятельностью, что необходимо учитывать.
  10. Использование и охрана земель осуществляются в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение и распоряжение своим участком, если это не противоречит законным интересам других лиц и не наносит экологического ущерба.
  11. Муниципалитеты обязаны принимать программы по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв и охране земельных ресурсов. А уполномоченные государственные органы должны создавать схемы землеустройства и разрабатывать методы использования и охраны природных ресурсов.

Отраслевые принципы земельного права

Специфика правового режима участков, входящих в государственный земельный фонд России, порождает принципы, присущие особенной части земельного права. Перечислим их все:

  1. приоритет сельскохозяйственных угодий над другими категориями земель;
  2. территории поселений (городов, поселков и сел) относятся ко второй по значимости категории земель в России;
  3. третьими по ценности для государства и общества являются участки, занятые объектами промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения;
  4. важное место среди других категорий земель занимают особо охраняемые территории природоохранного, заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
  5. лесной фонд и его земли являются элементами экологической системы России;
  6. правовой режим земель водного фонда регулируется как водным, так и земельным законодательством, поэтому территории, занятые морями, реками и озерами, отнесены в отдельную категорию земель;
  7. вся остальная территория нашей страны, пока не занятая хозяйствующими субъектами, лесами и объектами водного фонда, относится к землям запаса, которые составляют своеобразный резерв России на будущее.

spravochnick.ru

3. Принципы земельного права

Принципами права принято считать основные положения, исходные идеи, которые определяются универсальностью, общей значимости, высшей императивностью и которые отражают существенные положения права. Принципы земельного права можно разделить на: конституционные, общеправовые и специальные.

Конституционные принципы являются универсальными, которые присущи всем отраслям права. Поэтому нет смысла их рассматривать в рамках земельного права.

Общеправовые принципы — это результат отражения конституционных принципов в земельном законодательстве. Согласно ст. 5 ЗК земельное законодательство основывается на следующих принципах: сочетание особенностей использования земли как территориального базиса, природного ресурса и основного средства производства; обеспечение равенства права собственности на землю граждан, юридических лиц, территориальных общин и государства; невмешательство государства в осуществление гражданами, юридическими лицами и территориальными громадами своих прав по владению, пользованию и распоряжению землей, кроме случаев, предусмотренных законом; обеспечение рационального использования и охраны земель; обеспечение гарантий прав на землю; приоритета требований экологической безопасности.

Специальные принципы:

Принцип целевого и рационального использования земель. Целевое назначение земель — это установленные законодательством порядок, условия, предел эксплуатации (использования) земель для конкретных целей с учетом категорий земель, которые имеют особый правовой режим.

В соответствии со ст. 19 ЗК земли по основному целевому назначению подразделяются на 9 категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли жилищной и общественной застройки; земли природно-заповедного и иного природоохранного назначения; земли оздоровительного назначения; земли рекреационного назначения; земли историко-культурного назначения; земли лесохозяйственного назначения; земли водного фонда; земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения. Отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.

Изменение целевого назначения земель производится только в установленном порядке специально уполномоченными на то органами.

Суть рационального использования земель заключается в одновременном обеспечении их эффективного использования. Законодательством предусмотрены специальные требования к сохранению плодородия земель, повышение их урожайности, сохранение и воспроизводство земельных ресурсов, экологической ценности природных и приобретенных качеств земли. Установлены определенные требования к размещению объектов, с целью предотвращения негативного воздействия на состояние земель, всей окружающей природной среды.

Принцип особого правового режима земель. Он проявляется в правовом обеспечении рационального и эффективного использования всех земель нашей страны. Ведь согласно ст. 14 Конституции земля является основным национальным богатством, которое находится под особой охраной государства. Применение указанного термина имеет важное значение для определения порядка использования и охраны земельного участка. Основными элементами этого понятия является право собственности на землю и иные права на нее, управления использованием и охраной земель, правовая охрана земель и меры ответственности за нарушения земельного законодательства.

Практическое значение использования понятия «правовой режим земли» состоит в том, что его употребление дает возможность определить порядок использования и охраны определенной категории земель, то есть устанавливать особенности содержания права собственности в отношении той или иной категории земель, возможности использования соответствующих титулов прав на землю, особенности управления использованием и охраной земель. Итак, под правовым режимом земель необходимо понимать установленный правовыми нормами порядок и условия использования по целевому назначению земель всех категорий и форм собственности, обеспечение и охрану прав землевладельцев и землепользователей, осуществления государственного управления земельными ресурсами, контроля за рациональным использованием земли и соблюдением земельного законодательства, ведения земельного кадастра, мониторинга земли, осуществления землеустройства, внесения платы за землю и применения юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

Принцип приоритета сельскохозяйственного использования земель и их охраны. Это означает, что земли, пригодные для нужд сельского хозяйства, должны предоставляться, прежде всего, для сельскохозяйственного использования. Для несельскохозяйственных нужд должны предоставляться земли, непригодные для ведения сельского хозяйства, либо сельскохозяйственные угодья худшего качества. И это справедливо, если учитывать количество и качество этих земель. Земельное законодательство устанавливает специальные требования к охране земель сельскохозяйственного назначения, вводя стандарты и нормативы по их охраны и воспроизводства плодородия почв.

Принцип государственного контроля за использованием и охраной земель. Согласно ст. 14 Конституции земля находится под особой охраной государства. Поэтому указанный принцип предусматривает наличие специальных организационно-правовых средств осуществления контроля за использованием и охраной земель. Государственный контроль за этим осуществляется органами земельных ресурсов, а за соблюдением законодательства по охране земель — органами по вопросам экологии и природных ресурсов.

Принцип платности использования земель. Использование земли в нашей стране является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, размер которых определяется в зависимости от денежной оценки земли.

Принцип обеспечения защиты прав юридических лиц и граждан на землю. Содержание этого принципа раскрывается в нормах земельного законодательства, которое предусматривает следующие специальные способы указанного защиты: признания прав; восстановления состояния земельного участка, которое существовало до нарушения прав, и предотвращения совершения действий, нарушающих права или создающих опасность нарушения прав; признания сделки недействительной; признании недействительными решений органов исполнительной власти или органов местного самоуправления; возмещение причиненных убытков, а также иные, предусмотренные законом способы. Кроме того, в земельном законодательстве предусмотрены специальные гарантии прав владельцев в случае выкупа земельных участков для общественных нужд или отчуждения (изъятия) их из мотивов общественной необходимости.

Итак, под принципами земельного права надо понимать закрепленные в земельном законодательстве руководящие принципы, которые выражают сущность норм земельного права и основные направления правового регулирования общественных отношений, связанных с рациональным использованием и охраной земель.

studfiles.net

понятие, предмет, метод.Вопрос 2. Принципы земельного права

Тема 1. Общие положения земельного права

Вопрос 1. Земельное право: понятие, предмет, метод

Конституция РФ провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Фе­дерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9).

Земля в системе общественных отношений по своему социальному, экономическому, естественнонаучному значению и содержанию – это многосторонний объект земельных отношений.

Как объект земельных отношений земля выступает в трех значениях:

3) объект недвижимости и гражданского оборота.

Функции земли как объекта природы и природного ресурса

 

:

Геополитическая функция

земельная территория РФ определяет пределы распространения политического суверенитета государства, границы дна морей и океанов.

Социальная функция

а) земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории;

б) земля представляет собой составную часть социальных ценностей народов (особенно коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока), составной частью социальной инфраструктуры и культурно-эстетического достояния.

Экологическая функция

земля выступает средством жизнеобеспечения, условием обеспечения живых организмов средой обитания, стимулятором роста растений и одновременно компонентом окружающей природной среды, составной частью глобальной экологической системы.

Экономико-производственная функция

земля выступает в качестве средства производства и производительной силы в сельском и лесном хозяйстве.

Использование земли в качестве территориального (пространственного) базиса

ограниченная земельная территория, предоставленная тому или иному субъекту, служит местом расположения производственных сооружений, жилых строений, железных и автомобильных дорог, объектов связи и т.д.

Земельное правосамостоятельная отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих земельные общественные отношения в целях обеспечения рационального ис­пользования и охраны земли, а также защиты земельных прав и предусмотренных законом земельных интересов граждан и юридических лиц.

Предмет земельного права – это общественные отношения, регулируемые земельным правом.

Земельные правоотношения характеризуются единством трех целей:

Виды земельных отношений:

1) вещные правоотношения – это отношения, в рамках которых субъекты владеют, пользуются и распоряжаются землей; основную роль в таких отношениях играет право собственности, на основе которого возникают производные права – сервитут, право пожизненного наследуемого владения и т.д.;

2) экономические земельные отношения складываются в сфере взимания земельного налога, арендной платы за пользование земельным участком, расчета нормативной цены земли и т.д.;

3) отношения, связанные с управлением земельными ресурсами предопределяют компетенцию различных органов власти в сфере земельных правоотношений;

4) договорные земельные отношения – это отношения, в которых земля выступает объектом различных договоров – купли-продажи, аренды, дарения и т.д.;

5) отношения в сфере использования земель, в процессе регулирования которых устанавливаются общие принципы землепользования, обязательные требования к использованию земельных участков, а при необходимости запреты и ограничения в целях обеспечения их рационального и эффективного использования;

5) отношения по защите земельных прав в случае их нарушения или оспаривания путем обращения в судебные органы;

6) организационно-правовые отношения – это отношения, связанные с проведением мероприятий по восстановлению нарушенных земельных участков, проведению работ по рекультивации и мелиорации земель и т.д.;

7) охранительные земельные отношения связаны с применением мер юридической ответственности, предусмотренных нормами земельного, гражданского, уголовного, административного и иных отраслей права.

Метод земельного права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется регулирование земельных отношений и воздействие на их субъектов.

Императивный метод регулирования земельных отношений при­меняется к отношениям, которые складываются в сфере государ­ственного управления землей (ведение государственного кадастра недвижимости, мониторинга земель, земельного контроля и т.д.), при обнаружении земельных правонарушений, при резервирова­нии или изъятии земель для публичных нужд, при установлении ограничений по использованию земель и т.д.

Диспозитивный метод регулирования земельных отношений основан на признании возможности инициативы и самостоятельности в выборе той или иной модели поведения участниками земельных отношений, а также на равноправии сторон. Он применяется, например, при осуществлении сделок с землей, а также при выборе правообладателем земельного участка варианта его разрешенного использования.

 

 

Вопрос 2. Принципы земельного права – это основные начала земельного права, руководящие идеи и положения, определяющие общую направленность и конкретное содержание правового регулирования отношений в данной сфере.

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека – регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества – владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека – при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю – граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов – все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий – изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования земли – любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по целевому назначению на категории – правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований – правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель – при определении правового режима земель должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан – регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

 

u4isna5.ru

Понятие, принципы и методы земельного права

Право Понятие, принципы и методы земельного права

Количество просмотров публикации Понятие, принципы и методы земельного права — 1480

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи:Понятие, принципы и методы земельного права
Рубрика (тематическая категория)Право

Земельное право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по использованию и охране земли как природного ресурса, как условия и средства производства в целях организации её рационального использования и охраны, улучшения и воспроизводства плодородия почв, охраны прав и законных интересов субъектов земельных отношений.

В корне земельного права также лежат определенные основополагающие понятия, составляющие ᴇᴦο принципы и определяющие ᴇᴦο направленность. Существующую систему принципов земельного права составляют общеправовые принципы и отраслевые. Отраслевые принципы земельного права не являются постоянными и претерпевают существенные изменения в соответствии с преобразованиями, происходящими в земельном строе России.

В результате земельной реформы и обновления законодательства произошли существенные изменения в принципах земельного права. Новый Земельный кодекс называет эти принципы˸

— учет значения земли как основы жизни и деятельности человека;

— приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества;

— приоритет охраны жизни и здоровья человека;

— участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю;

— единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов;

— приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий;

— платность использования земли;

— деление земель по целевому назначению на категории;

— разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;

— дифференцированный подход к установлению правового режима земель;

— сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства.

Среди принципов земельного права существует иерархия, в которой одни принципы занимают вышестоящее положение по отношению к остальным. Как правило, это принципы-приоритеты содержащиеся в декларации нормативно-правовых актов, в конкретных нормах земельного права и в текстуальном смысле действующего законодательства˸

referatwork.ru

Особенности принципов земельного права | Статья в журнале «Молодой ученый»



Особенности принципов земельного права

Учуева Анастасия Александровна, студент

Кубанский государственный аграрный университет (г. Краснодар)

В статье представлена характеристика особенностей, присущих принципам земельного права как основополагающим идеям, на которых базируется рассматриваемая комплексная отрасль права, а также выявлены проблемы терминологического характера, препятствующие их эффективной реализации.

Ключевые слова:принципы земельного права, земельный участок, экологические ограничения, объекты земельных отношений.

Теоретическому исследованию сущности и значения принципов права в целом, и земельного права, в частности, посвящено немало правовых исследований. Однако актуальность определения особенностей рассматриваемого явления обусловлена тем обстоятельством, что принципы земельного права были впервые закреплены в земельном законодательстве относительно недавно, в действующем Земельном кодексе Российской Федерации [5]. Особенности принципов земельного права создают особый режим правового регулирования, который является наиболее комплексной характеристикой данной отрасли. На наш взгляд, к ним можно отнести следующие характерные, отличительные свойства.

Во-первых, содержание принципов земельного права во многом определяется экономическими отношениями общества, в соответствии с которыми строится данная система права. Так, например, со вступлением в силу Гражданского кодекса Российской Федерации [1] были закреплены такие принципы земельного законодательства как платность использования земли; принцип разграничения государственной собственности на землю; принцип государственного регулирования приватизации земли; принцип единства судьбы земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества. Все эти принципы отражают переходный характер российской экономики, нашедший свое выражение в содержании такой отрасли, как земельное право.

Во-вторых, многие принципы земельного права направлены на установление ограничений прав субъектов земельных правоотношений с целью сохранения экологического значения объекта правового регулирования. Любой правообладатель земельного участка ограничен в своих правах и использует данный объект в установленных пространственных границах только с учетом законодательно установленных ограничений. Их установление является необходимым элементом правового регулирования, своеобразным средством обеспечения частных и публичных интересов в регулировании земельных отношений. Так, в юридической литературе неоднократно высказывалось мнения о невозможности исключения «из природоресурсных законов природоохранных норм [6, с.229]» и «закреплении экологических норм не только в специальном экологическом законодательстве, но и в актах других отраслей [10, c. 116]».

Истории развития земельного законодательства известны случаи, когда установление экологических ограничений, например, в виде особого правового режима земель особо охраняемых природных территорий, имело и гражданско-правовые последствия в виде установления запрета на «приобретение в собственность земельных участков, расположенных на землях курортных населенных пунктов [4, c. 58]».

И, наконец, в-третьих, основа принципов земельного права базируется на понимании особенностей земли как объекта общественно-правовых отношений. Именно поэтому в перечне принципов земельного законодательства в статьей 1 ЗК РФ первым назван принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Раскрывая содержание данного принципа, Верховный Суд Российской Федерации отметил, что «при разрешении земельных споров следует учитывать не только правовой режим земельных участков как объектов недвижимого имущества, но и особо охраняемые законом свойства земель сельскохозяйственного назначения как основы жизни и деятельности человека, важнейшего природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском хозяйстве, а также их целевое назначение [9]». Следовательно, земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Характеризуя данную особенность, необходимо учитывать, что земельным законодательством определяются не один, а три объекта правового регулирования, поскольку статья 6 ЗК РФ выделяет три вида объектов земельных отношений: земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков. Для более полного ее понимания необходимо провести различия в смысловом значении указанных объектов.

Так, в ЗК РФ раскрывается понятие «земельный участок» и не дается определения понятию «земля». Изучив различные определения понятий «природный объект» и «природный ресурс», уточним, что, будучи природным объектом, земля выступает как естественная экологическая система в виде поверхности Земли, которая обладает определенными свойствами и оказывает влияние на другие природные объекты — воду, воздух, недра. Как природный ресурс земля — это «компонент природной среды, который используется человеком для удовлетворения его материальных и духовных потребностей и является важнейшим условием его существования [12, с.5]».

Таким образом, как отмечает Э. А. Гряда, «…очевидно, что понятие земельного участка нуждается в теоретическом обосновании не только с позиции учета его особенностей как природного объекта, но и как объекта гражданских прав [2, c. 60]».

В отличие от земли, земельный участок является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Однако это не означает, что земельный участок, являясь объектом недвижимости, утрачивает свои природные свойства. Естественными свойствами земельных участков обусловлены особенности гражданско-правового регулирования земельных отношений, поэтому в первую очередь следует выявить «естественные» или природные признаки земельного участка. Рассматривая земельный участок как «объект чувственного восприятия человека, можно выделить следующие его признаки: неуничтожимость, непотребляемость, невозможность переработки, невозможность физического перемещения, ограниченность, незаменимость, невосполнимость, разнокачественность [8, с.98]». К абстрактным признакам земельного участка относят его такие характеристики как: особая ценность в гражданском обороте; целевое назначение и вид разрешенного использования; влияние правового режима земельного участка на правовой режим объектов, находящихся в его границах.

Представляется, что употребление в статье 1 ЗК РФ при формулировке положений рассматриваемого принципа земельного законодательства использование выражения «…представлений о земле одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю» является некорректным и противоречит нормам ГК РФ. На наш взгляд, земля, как таковая, не может являться, по меньшей мере, объектом имущественных отношений и сделок вследствие отсутствия свойств, присущих индивидуально-определенной вещи.

При этом земельный участок как объект субъективного гражданского права всегда рассматривается как индивидуализированная часть земной поверхности, «управомоченное лицо которой имеет возможность непосредственно воздействовать на это имущество в пределах и в порядке установленных законом или ему не противоречащих и которая обеспеченна вещно-правовыми способами защиты [7, с.70]».

Индивидуализация земельного участка как объекта гражданских прав осуществляется посредством государственного кадастрового учета, который является ее «средством [3, с. 43]». Таким образом, имеются достаточные основания говорить о несогласованности на данный момент понятийного аппарата, используемого про формулировании принципов земельного законодательства с нормами других отраслей права, в частности, гражданского, которая выражается в произвольной подмене узкого понятия «земельный участок» более широким понятием «земля», не отражающим свойства земельного участка. В юридической литературе для устранения такой несогласованности, как правило, предлагается доработать правовые конструкции «природные ресурсы», «земля», «земли», «территория», «территориальная зона» и соотнести их с понятием «земельный участок [11, с.72]».

В связи с этим считаем необходимым реакционное изменение подпункта 1) пункта 1 статьи 1 ЗК РФ и его изложение в следующей редакции: «учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно о земельном участке как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав».

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗс изм. и доп. от 13 июля 2015 года // СЗ РФ.1994. № 32. Ст. 3301; 2015. № 29 (часть I). Ст. 4384 (далее — ГК РФ).
  2. Гряда Э. А. Особенности приобретения права собственности на земельные участки публично-правовых образований // Власть Закона. 2014. № 2 (18). С.58–67.
  3. Гряда Э. А. К вопросу о гражданско-правовом значении государственного кадастрового учета земельных участков // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 2. С. 42–45.
  4. Гряда Э. А., Кузнецов Д. В. К вопросу об обороте земельных участков в курортных населенных пунктах // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2010. № 1. С. 58–68.
  5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ с изм. и доп. от 13 июля 2015 года // СЗ РФ. 200. № 44. Ст. 4147; 2015. № 29 (часть I). Ст. 4359 (далее — ЗК РФ).
  6. Кобылинская С. В., Карсанова З. К. Вопросы кодификации экологического законодательства РФ // Молодой ученый. 2014. № 1. С. 228–230.
  7. Косолапов О. А. Земельный участок как объект вещного права: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2008.
  8. Митягин К. С. Гражданско-правовой режим земельных участков: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2008.
  9. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 октября 2014 года № 18-КГ14–112 // СПС «КонсультантПлюс».
  10. Рудчик А. А., Гринь Е. А. Источники экологического права: сложности применения на практике // Право: современные тенденции: материалы III междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 114–117.
  11. Савенко Г. В. Правовой режим земельного участка: от идеальных конструкций к практике // Право и экономика. 2014. № 1.
  12. Сагитов С. М., Шараф А. Э. О разграничении понятий «земля» и «земельный участок» // Вестник ТИСБИ. 2008. № 3.

Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, земельного участка, земельных участков, земельного права, ЗК РФ, принципов земельного, земельного законодательства, принципов земельного права, земельных отношений, земельный участок, принципы земельного права, объекте права собственности, принципов земельного законодательства, правового регулирования, режим земельных участков, территории Российской Федерации, кодекс Российской Федерации, принципам земельного права, качестве средства производства, основы жизни.

moluch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *